Игнатьева Светлана Евгеньевна

Зам. Директора центра «Психолог и Я», семейный психолог.

Образование

Дополнительной Образование

Опыт работы

Статьи

"Превосходная степень" общения или стремление к превосходству -типичный путь к конфликтам в семье

Главным отличием семейных конфликтов от всех остальных является их особая болезненность для супругов. Ранит больше всего не сам конфликт, а позиция безразличия к чувствам партнера, агрессивность, раздражение и ненависть, которые мы впускаем к себе в дом через щели ссор, грубости и оскорблений.
Поводы для конфликтов могут быть различными, а причиной начинающегося конфликта всегда является конфликтоген (см. "Зачем и как мы конфликтуем" ). Существует несколько типов конфликтогенов: стремление к превосходству; проявления агрессивности; проявления эгоизма и т. д. Общим для всех типов конфликтогенов является то, что они представляют собой проявления, направленные на решение личных психологических проблем ( например-заниженная самооценка)или на достижение каких - то целей психологических (например - повысить свой статус за счет другого)или прагматических ( к примеру - добитьсярешения в свою пользу).
Одним из самых распространенных типов конфликтогенов в семейных взаимоотношениях является стремление к превосходству (осознанное или неосознанное). Этот тип конфликтогенов напрямую связан с достижением договоренностей о сферах ответственности и их границах между членами семьи, а также с иерархией в семье. Нормально, когда в отношениях почти всегда есть ведущий и ведомый. В семьях существует семейная иерархия, то есть понятно, кто лидер и остальные члены семьи принимают его, и это вовсе не приводит к общению в семье с позиции превосходства. Демонстрировать превосходство будет скорее тот член семьи, которому, не смотря на свой статус, не хватает признания: его роли в семье, его позиции, его усилий.
Так же возможно общение с позиции превосходства со стороны обоих супругов. Вероятно они не сумели распределить сферы ответственности к взаимному удовлетворению. В этом случае они могут продолжать силовую борьбу, принижая партнера, обесценивая его вклад, повышая свой статус. Этот способ взаимодействия причиняет душевную боль, обесценивает и унижает партнера и тогда конфликт запускается не только тем, что мы говорим, но и как.
Стремление к превосходству может выражаться в различных формах:
1. В явном виде: приказания, угрозы, замечания или другие отрицательные оценки ( еще: критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм).
2. А также в косвенном виде, в снисходительном отношении, то есть в проявлении превосходства, но с оттенком доброжелательности: "Не обижайся", "Успокойся", "Как можно этого не знать?", " Неужели ты не понимаешь?" и т. д. Мощным конфликтогеном является и снисходительный тон.
Например: муж похвалил жену за вкусный обед. А она обиделась, потому что сказано это было снисходительным тоном, и она почувствовала себя кухаркой.
3. В хвастовстве, то есть в восторженном рассказе о своих успехах, истинных или мнимых. Это часто вызывает раздражение и желание «поставить на место» хвастуна.
К примеру- свекровь регулярно рассказывает невестке о том, какой она всегда была и есть экономной хозяйкой и женщиной с безукоризненным вкусом. Как, из ничего могла состряпать роскошный обед для гостей, как всегда из дешевых тряпок могла соорудить сногсшибательный наряд и произвести при этом фурор. Сначала этот рассказ может быть поучительным, а при регулярном повторении, невестка ощущает упрек, что она недостаточно умело ведет хозяйство и свекровь ее критикует.
4. В категоричности, безапелляционности - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; это предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, такие как "Я считаю", "Я уверен". Вместо них безопаснее употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: "Я думаю", "У меня сложилось мнение, что ...".
Также сюда относятся и безапелляционные фразы типа " Все мужчины - сво...", " Все женщины - обманщицы", " Все воруют", "Все подростки - хамы" , " ... и закончим этот разговор". категоричные суждения родителей о молодежной музыке, моде, манере поведения также могут оттолкнуть от них детей.
Например: отец говорит сыну: " Твоя новая знакомая тебе не пара". Сын в ответ нагрубил. Не исключено, что он сам видит недостатки своей знакомой, но именно категоричность утверждения рождает протест. Возможно, другую реакцию вызвали бы слова отца " Мне кажется, она несколько самоуверенна, берется судить о том, в чем плохо разбирается. Но, может быть я ошибаюсь, время покажет".
5. В навязывании своих советов. Есть правило, давай советы лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по сути, занимает позицию превосходства.
Например: Муж делится с женой сложностями на работе за ужином, а она вместо того чтобы участливо выслушать его, начинает советовать: как надо ставить на место подчиненных, как укреплять трудовую дисциплину в коллективе, кого надо уволить. Кроме раздражения мужчина скорей всего испытает еще и унижение, т. к. он по мнению жены - плохой руководитель.
6. В регулярном перебивании собеседника, повышении голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.
Например: Мать задает дочери дежурный вопрос: как дела в школе? Девочка начинает подробно рассказывать, а мать поправляет ее, перебивая своими комментариями и мыслями по поводу рассказа. Девочка замыкается, а в следующий раз на тот же мамин вопрос ответит коротко: " Нормально!"
7. В утаивании информации. Информация - это необходимый элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги.
Информация может утаиваться по многим причинам: например муж от жены из благих побуждений скрывает факт его конфликта со своей матерью, чтобы не расстраивать ее плохими новостями. А она, видя хмурого мужа, может предположить все что угодно, вплоть до того, что он ее разлюбил и тяготится ее присутствием.
Природа не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняется домыслами, переживаниями и накручиваниями себя, которые могут быть еще худшего свойства. Хотя гораздо опаснее, что возникает недоверие к сокрывшему информацию, ибо его действия вызвало состояние тревоги.
8. В нарушении этики, намеренном или преднамеренном. Например: доставила неудобство, но не извинилась, обещал домашним прийти пораньше с работы на празднование дня рождения тещи, но задержался, не предупредив об этом. А все ждали, не садились за стол.
9. В подшучивании. Его объектом обычно становится тот, кто почему - либо не может дать достойный отпор. Например. Отец - дочери: "на свидание собираешься - невеста. Лучше бы физику учила." Осмеянный будет искать возможность поквитаться с обидчиком.
10. В обмане или попытке обмана. Такое средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном. Например: Муж регулярно встречается с приятелями, которые не очень нравятся его жене, объясняя это авралами на работе или пробками на дорогах.
11. В перекладывании ответственности на другого человека.
Сделай за меня выбор. Я не могу решить, но за результаты ты будешь отвечать сам. Например: Жена отстраняется от планирования совместного отдыха, говоря: «мне все равно, лишь бы отдохнуть! Выбирай все сам». Но все время пребывания в отпуске «пилит» мужа за то, что он не предусмотрел очень важные моменты и ей некомфортно отдыхать.
Завершая перечень конфликтогенов данного типа, надо отметить, что их объединяет, кроме цели достижения превосходства, еще и метод: пристройка сверху, подчеркивание своего приемущества посредством занятия "родительской позиции". Все это попытки манипулировать собеседником, то есть управлять им против его воли, достигая при этом собственных выгод психологических или материальных.
Всевозможные проявления превосходства - это тупиковый путь, ведущий в противоположную сторону от цели. Люди являющиеся источниками конфликтогенов, вызывают отрицательную реакцию окружающих, ценящих спокойную обстановку.
Чаще вспоминайте слова Будды: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".

Игнатьева Светлана - семейный психолог